Понедельник, 06.05.2024, 23:19
МБДОУ "Детский сад № 74 с. Камышовка"

 Интеграция деятельности ДОУ

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Интеграция деятельности дошкольного образовательного

    учреждения и социума в духовно-нравственном развитии ребёнка.

                                                                               «Народ, который не знает своей культуры

                                                                                и истории – презренен и легкомысленен»

                                                                                                           Н.М. Карамзин

         Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных празднествах духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

         Чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, культуру русского народа педагогический коллектив нашего детского сада начал с того, что сами хорошо изучили программы «Истоки» и «Наследие». Затем попробовали взять из них наиболее приемлемое  для своей работы с детьми: это обучение детей народным играм, использование русского фольклора в развитии речи детей, песенный фольклор. Все эти направления мы решаем  через эстетическое,, нравственное, трудовое, экологическое и патриотическое воспитание детей.

         Работу эту мы не осилили бы в полной мере и не пошла бы она так хорошо в нашем дружном маленьком коллективе, если бы не работали в тесном контакте с общественностью села и родителями. Мы поняли, что сообща сможем вложить в ребёнка много хорошего: это и любовь и интерес к жизни русского народа в разное историческое время, это и любовь к культуре и природе России, а в итоге воспитывать патриотов Родины.

         За несколько лет плодотворной деятельности у нас накопился определённый опыт в проведении массовых обрядовых праздников. Чтобы подготовить и провести любой обрядовый праздник,  воспитатели групп проводят предварительную работу с детьми: выясняют, что дети знают о празднике, в какое время года его раньше праздновали, какие действия совершали, какие песни пели, водили хороводы. Всё то, чего дети не знают , им рассказывают воспитатели, если есть возможность, знакомят с иллюстрациями, изображающими тот или иной праздник. С родителями проводим предварительную работу: объясняем, что это за праздник, кто будет участвовать в нём, какую помощь мы бы желали от них получить. Родители принимают активное участие в пошиве костюмов для детей-участников праздника, а наиболее раскрепощённые родители принимают участие в сценарии, исполняя роли в русских костюмах. Наши родители и дети хорошо знают такие обрядовые праздники: «Осенины», «Колядки», «Масленица», праздник русской берёзки, «Капустки». Перечисленные праздники  вошли в репертуар детского сада как обязательные.  К таким праздникам дети учат много стихов, закличек, дразнилок, хороводов, русских народных песен. Как правило, все праздники раньше на Руси были тесно связаны с трудом и различными датами и сторонами общественной жизни и действий людей.

         В самом начале мы уделяли много внимания изготовлению костюмов для одевания в них детей, сейчас дети привыкли к такому ряжению, сами выбирают себе понравившийся сарафан, кокошник, косоворотку, фуражку с любимым цветком. Родители активно откликаются на все просьбы воспитателей по пошиву костюмов, стараются внести свою изюминку в этот  костюм , в котором будет участвовать его ребёнок.

         При подготовке к празднику, воспитатели уделяют внимание обучению детей правильной дикции, тону, выразительности чтения закличек, попевок, которые будут говорить дети, как правильно сделать ударение в слове, как его произнести, с какой силой голоса, так как в простонаречии русском много слов и выражений, на первый слух, малопонятные не только детям, но и иногда взрослым.

         Устный фольклор отражает жизнь народа, его опыт, его духовный мир, мысли, чувства. И чтобы дети наши больше узнали об этом, воспитатели уделяют больше внимания ознакомлению  с устным фольклором: чтение потешек и закличек, запевок и стихотворений, обыгрывание знакомых произведений. Всё это ежедневно присутствует в воспитательном процессе детей. Хорошую привычку с годами выработали наши воспитатели: перед дневным сном ежедневно дети слушают эмоционально рассказанную сказку и комментарии к ней, это даёт детям эмоционально-спокойный настрой ко сну и помогает лучше усвоить на слух тексты сказок.

    Ещё в начале нашей работы  по ознакомлению детей с русским народным бытом мы оборудовали русскую избу, где поместили старинные предметы быта: сундук, печь, зыбку, люльку, прялку, коромысло, самовар, веретено, чугунки и много других предметов.  Все эти предметы нам подарили старожилы села. Каждому воспитателю известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние  на формирование духовных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают  чувство прекрасного. Русская изба – это как раз то место в детском саду, которое приносит в учебный процесс загадочность, необыкновенность, интерес. Поэтому воспитатели всех групп активно используют эту комнату для проведения занятий по ознакомлению с окружающим и познавательному развитию. Так младшая группа часто приходит в избу в гости к бабушке Арине, которая рассказывает сказки, поёт колыбельные песни, показывает игрушки из соломы и дерева. Детям нравится, когда бабушка Арина угощает их калачиками, блинами с мёдом и чаем.

         Такие занятия надолго остаются в памяти детей, они с радостью хотят ещё раз пойти в гости, узнать много нового и интересного.

         В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.  В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности : представления о добре, красоте, правде, верности. Благодаря этому и песенный и устный фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Наши дети знают и поют много частушек и народных песен. Интересный праздник «Эх, Семёновна!» прошел в детском саду. Участниками его были дети, родители и сотрудники детского сада.  Задор, веселье придал празднику гармонист, дедушка нашей воспитанницы. Стараемся развивать у детей певческие навыки, воспитываем устойчивый интерес к песенному фольклору. Дети умеют правильно, выразительно и ритмично двигаться, передавая характер музыки. Покидая стены нашего детского сада, дети продолжают развивать свои навыки в ансамбле «Камышата» сельского Дома культуры. В нашем коллективе все болеют душой за престиж детского сада в селе, поэтому все стремятся внести свое умение, талант в общее дело. Не могу не отметить и большую помощь, которую оказывают нам  работники сельского Дома культуры и сельской библиотеки. Почти все красочные взрослые костюмы в русском стиле мы берем в Доме культуры, а директор  его Марундик Нина Ивановна - частый участник  со своей фольклорной группой в наших праздниках. Неоценимой помощью в подготовке сценариев праздников являются специалисты сельского Дома культуры и библиотеки.  Есть в детском саду взрослая театральная студия, которая готовит к районным семинарам, конференциям и взрослую тематику в русском стиле. Так например театральная студия под руководством воспитателя Таскаевой Н.И.   подготовили провели такие спектакли как : «Как Иван дурак  женился», «Пир на весь мир», а с детьми показали спектакль «Аленький цветочек».

          Нам приятно слышать лестные отзывы о нашей работе с детьми. Родители и дети надолго запоминают красочные празднества. В копилке детского сада накоплено много необычных сценариев, которые составлялись и проводились коллективно: дети, родители, сотрудники и специалисты культуры. В такой работе выигрывают все, так как эта работа доставляет истинное удовлетворение и радость.

     

                          Заведующая детским садом Лазарева Вера Петровна.