«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 74 с. Камышовка».
Семейный клуб
Тема: «Развитие речи младших дошкольников».
2 младшая группа
Воспитатель: Борисова Е.А.
2014 год.
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.
1 часть
« Совсем немного науки»
Речь- форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-мвзаимосвязанным направлениям:
- речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
-овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста;
-развитие у детей коммуникативных способностей(способности общаться).
Возраст от двух до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные.
Простейшие причинно-следственные:
1.Развитие связанной речи. Четвертый год жизни знаменует собой возникновение новых возможностей в развитии связной речи детей. В это возрасте у ребенка имеется достаточно большой запас представлений, полученных как сенсорным, так и опосредственным способами. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка.
Существенную роль в развитии речи детей четвертого года жизни начинают играть опосредственные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы под руководством взрослого значительно обогащают содержание речи и способствуют освоению сложных речевых форм. Дети осваивают следующие умения диалогической речи:
А ) вступать в речевые контакты со взрослыми;
Б) отвечать на вопросы, обращения;
В) сообщать о впечатлениях, побуждениях;
Г) договариваться о совместной игре;
Д) участвовать в общем разговоре;
Е) слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаясь от темы беседы.
Совершенствуются умения пользоваться установленными формами вежливого общения: здороваться, благодарить, называть по имени, извиняться, говорить спокойным тоном, использовать элементы монологической речи в сообщениях о выполнении поручения.
2. Развитие словаря. Действуя с предметами, выявляя их особенности, дети учатся:
А) активно употреблять слова, обозначающие действия (погладить, сварить, укрыть и т.д.), качества и свойства (мягкость, твердость и др.; предметы рвутся, мнутся);
Б) называть некоторые материалы (глина, песок, бумага);
В) активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных;
Г) активно осваивать и использовать в разговорной практике необходимые для успешного общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения, бытовой и игровой практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями.
3. Грамматическая правильность речи. На четвертом году жизни дети осваивают структуру простого предложения, пользуясь системой окончаний для согласования слов; учатся строить сложные предложения; вслушиваться в звучание слов; слышать части слова (окончание, приставку, суффикс), ориентироваться на них в понимании речи, пользоваться ими в словообразовании, а также для выражения разнообразных отношений;
Активно осваивают систему окончаний существительных, прилагательных и глаголов.
4. Звуковая культура речи. Дети осваивают следующими умениями:
А) воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;
Б) читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом речи; говорить громко. Чтобы слышали окружающие;
В) слышать воспроизводить звуковой образ слов. Правильно передавать его звучание;
Г) слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук;
Д) слышать в последнем слове интонационно выделяемый взрослым гласный или согласный звук;
Е) с помощью взрослого произносить односложные трехсложные слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук.
Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.
2 часть.
Игра путешествие по стране «развития речи»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.
- Станция «Творческая»
Подберите эпитеты к словам:
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т.д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т.д.)
-дождь (холодный, летний, сильный, моросящий и т.д.)
-луна (яркая, растущая и т.д. )
Сказка нужна всем и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребенка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и поиграть.
- Станция «Сказочная»
- (Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).
- Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал все кругом такие же добрые как дед и баба. Но оказалось, что в мире живут еще и злые, жестокие и хитрые. И каждому хочется меня съесть…
- Я всю жизнь боялся кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую - не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу - и правда моя помощь нужна!
- Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто – нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали во внутрь. Я не выдержал и рухнул!
- Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
- Продолжите сказку:
Жили – были в лесу зверята: зайчонок, лисенок, волчонок, бобренок, бельчонок, ежик. Жили они дружно. А в овраге на краю леса жил ленивый и толстый мишка Топтыжка. За что ни возьмется ничего у него не получается. ( Продолжите сказку).
- Станция « Наши руки не знают скуки» 1 этап.
Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой – отвечает за голову;
Указательный – желудок;
Средний – печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
- Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаем к запястью.
- Потереть ладони, похлопать.
2 Этап « пальчиковые игры».
На поднос насыпается любая крупа ( рис, гречка, перловка, горох и т. Д.), так чтобы дно было покрыто небольшим слоем, и при помощи пальцев рисуют заданную воспитателем картину.
- Станция « Игровая».
(Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У-У…»; по сигналу « сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу – «вьюга кончается» говорят тихо; по сигналу «вьюга закончилась» - замолкают.
Речевая игра « Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «СС-СС-СС-с……».
Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв П).
Бы, бы, бы – идет дым из трубы. (Зв. Б).
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку». (Зв. П-б).
«Жа-жа-жа, есть иголка у ежа», (зв.Ж).
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ежик у елки, у ежа иголки».
Словесная игра «ПОЧЕМУЧКА»
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолет, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
ИТЕЛЬСКОГО СОИТОГ РОДБРАНИЯ:
- родители задают вопросы на уточнение.
-проводится рефлексия: родители высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании. |